WCA (World Cube Association) — Всемирная Ассоциация Кубика. ВЦА – это организация, которая объединяет спидкуберов всего мира, предоставляя им возможность соревноваться по общепринятым правилам и с общей статистикой результатов.
Делегат – официальный представитель WCA, который исполняет роль наблюдателя на соревнованиях и контролирует, чтобы они проводились согласно общепринятым правилам.
CFOP (КФОП) – оригинальное название самого известного метода сборки кубика, популяризация которого принадлежит Джессике Фридрих. Буквы в аббревиатуре КФОП соответствуют названиям четырех этапов этого метода: К – крест, Ф – Ф2Л, О – ОЛЛ, П – ПЛЛ.
Scramble (Cкрамбл) – сгенерированная случайным образом последовательность ходов, записанная на языке вращения головоломки. Скрамбл используется для того, чтобы запутать головоломку.
PB (Personal Best) – личный рекорд. Если спидкубер собирает головоломку быстрее, чем когда-либо раньше, этот результат называется ПБ. Он может быть как в единичной попытке, так и по среднему времени.
Single (Cингл) – результат одной отдельно взятой сборки.
Avg (Average) – способ вычисления среднего значения из пяти или более результатов. На официальных соревнованиях используется система подсчета Ao5 (Average of 5), то есть средний результат из 5 попыток. При подсчете Авг лучший и худший результат не учитывают, а из остальных вычисляют среднее арифметическое.
Сотка – авг 100. Средний результат из 100 попыток в какой либо дисциплине, который вычисляется по принципу Авг. Сотка считается оптимальным показателем среднего уровня способностей спидкубера.
Mean (Мин) - еще один способ посчитать среднее значение, который используют в тех дисциплинах, где участнику дается только три попытки.
В отличие от Авг, худшая и лучшая попытки так же участвуют в вычислении среднего арифметического. А называется это Mean of 3.
Sub (Саб) – приставка, которую в спидкубинге используют для обозначения, в пределах какого времени находится результат. Спидкубер, говоря о том, что он собирает саб 10, подразумевает, что его результаты меньше десяти секунд. Саб можно использовать говоря как о единичной попытке, так и о среднем времени.
WR (World Record) - мировой рекорд. ВР - это лучший среди всех результатов, которые когда-либо были зафиксированы на официальных соревнованиях в любой точке мира.
CR (Continental Record) - континентальный рекорд. КР - это лучший результат среди результатов всех жителей какого-либо отдельно взятого континента.
NR (National Record) - национальный рекорд. НР – это лучший результат среди результатов всех жителей какой-либо отдельно взятой страны.
DNF (Did Not Finish) – незаконченная сборка. Если после остановки таймера головоломка не была собрана до конца, то судья записывает результат как ДНФ. При подсчете Авг такой результат считается худшим.
DNS (Did Not Start) – это штраф, аналогичный ДНФ, который получают за отказ делать попытку либо за старт с незапущенным таймером.
+2 – штраф в виде добавления двух секунд к результату, который дается за завершение сборки без одного последнего хода.
Lookahead (Лукахед) - навык предугадывания следующих ситуаций, позволяющий сократить паузы между выполнением алгоритмов, которые тратятся на поиск нужных элементов. Ваша задача – успеть найти решение следующей ситуации не после, а в процессе предыдущей. Чем быстрее вы справляетесь с этой задачей, тем лучше ваш лукахед.
Sexy move (Пиф-Паф) – самый популярный алгоритм, который состоит из четырех ходов (R U R’ U’) и часто используется в сборках различных головоломок.
Slow turn (Слоутерн) - медленное кручение. Слоутерн – это намеренное замедление скорости сборки для совершенствования навыка лукахеда.
TPS (Turns Per Second) - количество поворотов в секунду. Средний показатель вашей скорости кручения кубика. Вычисляется ТПС путем деления количества ходов на затраченное для них время.
Skip – пропуск этапа . В процессе сборки головоломки может возникнуть скип – ситуация, когда один из этапов сборки не требует решения, так как он собрался автоматически после выполнения предыдущего.
Non-lucky (Нон-лаки, Нонлак) – сборка без скипов.
Bld (Blindfolded) – сборка вслепую. Блд - вид сборки головоломки, когда спидкубер должен собрать кубик с закрытыми глазами, предварительно запомнив расположение элементов.
MBld (Multiple Blindfolded) – сборка нескольких кубов вслепую. МБлд – официальная дисциплина WCA, в которой участники собирают несколько кубов с закрытыми глазами, предварительно осмотрев и запомнив их все.
OH (One-Handed) - сборка одной рукой. ОХ – официальная дисциплина на WCA соревнованиях, в которой участники собирают кубик 3х3х3, используя только одну руку.
FM (Fewest Moves) – сборка на количество ходов. КХ – это официальная дисциплина на WCA соревнованиях, где задача участника – найти максимально короткое решение предоставленного скрамбла в течение одного часа.
WF (With Feet) – сборка ногами. ВФ – это официальная дисциплина на WCA сорвенованиях, в которой участники собирают кубик 3х3х3 при помощи только лишь ног.
Pop (Поп) - ситуация, когда во время сборки из головоломки вылетают элементы. Такое происходит из-за небрежного вращения и чрезмерно расслабленных граней.
Lock Up (Локап) – заедание. Во время сборки головоломки элементы двух пересекающихся граней могут цепляться друг за друга, тем самым затрудняя вращение. Локапы могут случаться из-за плохого строения головоломки, а также из-за торопливого и неаккуратного вращения граней.
Parity (Паритет) – ситуация, при которой кубик можно собрать только с помощью специальных алгоритмов. В кубиках со сложным строением могут возникнуть непривычные ситуации, которые невозможно решить с помощью обычных алгоритмов, поэтому используются специальные формулы, приводящие ситуацию к привычному состоянию.
Flip (Флип) – разворот одного или нескольких элементов на своем месте. Кроме того, что флипнуть пару элементов можно намеренно с помощью алгоритмов, иногда отдельно взятые элементы сами механически проворачиваются во время сборки случайным образом. В таком случае головоломку собрать будет невозможно.
X-Cross (Икс-кросс) - ситуация, при которой после сборки креста на своем месте оказывается одна из четырех пар этапа F2L. Для достижения такого результата не существует заранее выведенных алгоритмов, поэтому спидкуберу приходится искать решение в зависимости от ситуации. Для этого необходимо развивать пространственное мышление и много практиковаться.
Fingertricks (Фингертриксы) - правильное расположение пальцев на кубике и оптимальные движения, которые обеспечивают наиболее быстрое и удобное выполнение того или иного алгоритма. Цель фингертриксов – избежать перехватов и пауз между поворотами граней, тем самым делая выполнение алгоритма максимально быстрым и удобным.
Multicolor (Мультиколор) - навык, позволяющий начать сборку кубика с любой из шести сторон. Благодаря мультиколору, всегда есть возможность найти и выбрать ту сторону, на которой решение начальных этапов сборки будет быстрее и удобнее, чем на остальных. Спидкуберов, овладевших этим навыком, называют мультиколорщиками.
Preinspection (Преинспекция) – предварительный осмотр головоломки с целью ознакомиться с расположением элементов и спланировать решение. На преинспекцию участнику отводится не более 15 секунд.
Reconstruction (Реконструкция) – пошаговая запись ходов, которые понадобились для решения головоломки из ее разобранного состояния. Чаще ее называют просто Река.
Color (Колор, калор) – версия головоломки без наклеек с покрашенным пластиком. Как правило, производители делают одну и ту же модель в обоих вариантах.
Палатка – нефирменная головоломка низкого качества. Такие головоломки продаются в различных киосках и палатках, поэтому они получили такое название.